Стадии развития компании

При отборе и анализе акций для инвестиционного портфеля нужно учесть множество различных факторов. То, в какой стадии развития компании находится эмитент — один из них. Причем это очень простой фильтр, и он может избавить инвестора от необходимости анализировать акции, которые точно не подойдут для его инвестиционной стратегии.

В целях инвестиционного анализа общепринято выделять три основные стадии развития компании. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Стадия роста.

Как следует из названия, на этой стадии развития компании активно растут и развиваются. Обычно это относительно молодые компании, часто — на новых рынках, а иногда речь идет и о целых новых отраслях. В таких условиях можно наблюдать отличные темпы роста продаж при высокой маржинальности. Соответственно, динамика прибыли компаний в стадии роста поражает аналитиков. Великолепные отчеты подталкивают инвесторов к покупке акции таких эмитентов.

Только вот компании в стадии роста очень редко платят дивиденды. А если и платят, то очень небольшие. И это вполне объяснимо. Растущая компания потому и растет, что вкладывает свою прибыль в развитие. Строятся дополнительные производственные мощности, разрабатываются революционные технологии, выпускаются новые продукты и сервисы, расширяется филиальная сеть и т.д.

По этой же причине компания может активно наращивать долг. Если стоимость кредита ниже потенциальной рентабельности инвестиций, то это оправдано.

К тому же все эти инвестиции имеют потенциал, который акционерам компании сложно было бы найти в другом месте. Предположим инвестор получил бы часть прибыли эмитента в виде дивидендов. И попытался бы реинвестировать их самостоятельно. Вполне вероятно, что при этом сценарии он купил бы еще акций этой же компании. Ведь она такая перспективная и может расти и дальше!

Но и риски высоки. Риски того, что компания не справится с болезнями роста. Что конкуренты выиграют борьбу. Или рынок окажется не таким емким и перспективным. А революционная технология может не оправдать надежд. Отсутствие дивидендов и высокие риски давят на котировки акций. И если впечатлительные инвесторы еще не надули пузырь в акциях перспективной компании, то ее акции могут подойти для стоимостного инвестирования.

Переходная стадия.

Но рост не продолжается вечно. Постепенно происходит переход к следующей стадии развития компании. Во-первых, привлеченные высокими доходами конкуренты начинают отвоевывать рынок. В борьбе за клиентов компания вынуждена увеличивать расходы на маркетинг, на повышение качества продукции. И при этом, возможно, даже снижать цены под давлением демпингующих конкурентов.

А во-вторых, рынок элементарно насыщается данными товарами и услугами. Новых потенциальных клиентов все меньше и рост продаж уже не может продолжаться теми же высокими темпами. Получается, что операционные расходы увеличиваются быстрее, чем растут доходы. И вот аналитики и инвесторы замечают в отчетности замедление темпов роста как натуральных показателей, так и прибыли.

С другой стороны, насыщение рынка означает, что инвестировать в расширение компании в прежних объемах уже бессмысленно. На капитальные затраты уже не уходит почти вся прибыль, как это было на стадии роста. Долговая нагрузка уже не растет. Наоборот, высвобождающийся денежный поток направляется на погашение части кредитов.

А еще появляется возможность начать платить дивиденды. Что обычно и происходит на переходной стадии развития компании. Поэтому компании на переходной стадии могут быть еще интересны стоимостным, и в то же время уже интересны доходным инвесторам.

Стадия зрелости.

Наконец, компания оказывается в относительно стабильных условиях. Рынок поделен между основными игроками, их доли будут дальше изменяться не так стремительно. Сложившийся уровень рентабельности может уже и не вызывает восторгов аналитиков и инвесторов. Но рентабельность, как и остальные ключевые показатели стабилизировались и стали более прогнозируемыми.

Такая картина говорит о том, что компании удалось найти и удержать свое место на рынке. Открыть новые ниши все сложнее, как и привлечь новых покупателей в имеющихся. Возможности для инвестиций минимальны с момента основания компании. Долговая нагрузка снижается до оптимального уровня. И теперь большая часть прибыли может распределяться между акционерами. Но при этом очевидно, что рост стоимости акций на этой стадии развития компании уже вряд ли будет взрывным. Отличный вариант для доходного портфеля. И не такой интересный для стоимостного.

Поделиться

6
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
1 Цепочка комментария
5 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
VSМолчанов Максим Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
VS
Участник
VS

Всё же непонятно, по каким критериям можно определить стадию развития? Призрачно всё, и компания не объявляет, что она созрела.

Закрыть меню